Сочинение на русском языке

Автор: Скрылева Александра, 14 лет

Язык: русский

Тема: Литературное народное творчество моего региона


Пензенская область, где я живу – многонациональный край. Наряду с

русскими, татарами и мордвой у нас также есть малочисленные

представители и других народов: греки, немцы, грузины, армяне.

У всех у них свои национальные традиции и, конечно, фольклор -

народное творчество. Его бережно хранят, передают из уст в уста от

поколения к поколению, а еще – изучают и записывают. Мне рассказывали

и наша учительница литературы, и наша библиотекарь, как во время

учебы в Пензенском педагогическом институте они ездили в

фольклорные экспедиции по деревням и записывали там песни, частушки,

сказки, легенды и предания.

На уроках литературы мы знакомились с литературным народным

творчеством нашего региона и заметили, что по своему жанровому

составу и мордовский, и татарский фольклор мало чем отличается от

традиционного русского, хотя, конечно, имеет и свои отличительные

черты.

В Пензенском крае были записаны мордовские календарно-обрядовые

песни, круговые песни, сказки, предания, легенды, песни – лирические и

эпические, пословицы и поговорки, детский фольклор. Известны

исторические песни о временах Ивана Грозного и о Степане Разине,

«Старинное предание о Тюште, царе и родоначальнике мордвы» и песни

мордвы-эрзи Пензенской губернии.

Среди татар, проживающих на территории нашей области, широко

распространены сказочные и легендарные истории книжного

происхождения. Например, татарская легенда о сотворении земли

рассказывает, что в давние времена, когда не было в мире ничего, кроме

воды, рыб и водоплавающих птиц, утка погрузилась в воду до самого

дна и вынырнула с комочком земли в клюве. Потом этот комочек стал

увеличиваться, и из него получилась земная твердь.

В татарских легендах и сказках живут Су-бабасы (водяной дед),

Су – анасы (водяная мать), Убыр (колдунья, ведьма), Бичура (кикимора),

а помощником героя часто оказывается конь. Также у татар

распространены частушки, плясовые и шуточные песни.

Русский фольклор в Пензенской области составляют былины, легенды,

старинные исторические песни, связанные с завоеванием Иваном Грозным

Казани, движением Разина и Пугачева, а также обрядово - календарная

и свадебная поэзия. Но эти жанры в наше время сохранились лишь в

письменных источниках либо в памяти совсем уж стареньких бабушек.

Даже моя бабуля не смогла припомнить ничего из перечисленного. А вот

сказки, бытовая, любовная и шуточная лирика живут в народе и по сей

день.

В нашем селе есть женский фольклорный ансамбль «Золотые россыпи»,

в котором поет и моя бабуля. Основу их репертуара составляют народные

песни («У зари-то, у зореньки», «Через темный лес высокий») и частушки,

которые так любят сельские жители: «Подарил старухе дед гоночный

велосипед! Бабка завела мотор – ищут бабку до сих пор!»


Бабушка знает частушек великое множество! Она со своими подругами

и сами сочиняют их! От бабули я узнала пословицы – на все случаи жизни! Как просто и

красиво говорится в них о любви к родной стороне: «Всякая сосна своему

бору шумит», «И кости по Родине плачут», «За морем веселье, да чужое,

а у нас горе, да свое», «На чужой сторонушке рад своей воронушке».

А как я смеялась, когда услышала от бабули в ответ на свою просьбу

отпустить меня погулять: «Нынче гуляшки, завтра гуляшки -

находишься без рубашки»! После этого я навсегда запомнила, что сначала

нужно сделать необходимые дела, и лишь потом идти гулять, развлекаться.

А какие сказки мне рассказывала бабушка в детстве! И про Ивана -

Царевича, и про Василису Прекрасную, и про Царевну-Несмеяну, и про

Емелю, и про Крошечку–Хаврошечку – всех сказок просто не

перечислить! Добрые, поучительные, они заставляли меня то плакать, то

смеяться, внимательно вслушиваясь в каждое слово: то устами моей

бабушки говорила народная мудрость, проверенная веками…

Кроме сказок, песен, частушек, былин, загадок, в наших краях

распространены легенды.

В пятнадцати километрах от нашего села находится город Сердобск.

История города, насчитывающая уже более двух веков, полна преданий

и легенд, из которых мне больше всего нравится одна…

Эту женщину, появившуюся в городе в 20-ых годах прошлого века и

поселившуюся в маленьком домике на берегу Сердобы, все называли

Графиня. Она была высока, худа и одета с головы до ног во все черное.

Она никогда ни с кем не разговаривала, проходила мимо людей молча, ни

на кого не глядя. Каждый день на закате она приходила на Лысую гору,

откуда открывался вид на все дороги, ведущие к Сердобску, и

всматривалась вдаль. Она кого-то ждет – поняли люди, и не стали ей

мешать. Только один человек нарушал уединение Графини, и она его

никогда не прогоняла: это был юродивый Коля. Он был немой, с

обезображенным шрамом лицом, заросший – люди его даже немного

побаивались, а Графине было все равно. Она почти не обращала на Колю

внимания, а он молча сидел у ее ног, пока она не уходила домой.

Однажды люди пришли на Лысую гору и увидели лежащего на земле

Колю. Он был мертв. В его сумке нашли письмо к какой-то Ольге, а на шее

обнаружили медальон с портретом красивой девушки. Увидев этот

медальон, Графиня вскрикнула и упала без чувств.

Оказалось, что этот медальон она подарила своему жениху, когда он

уходил на фронт в 1914 году. С тех пор она от него не имела известий, но

верила, что ее жених жив. Поэтому и приехала она в Сердобск - родной

для них обоих город.

Из письма, обнаруженного в сумке юродивого, стало понятно, что он и есть

тот пропавший жених, и он давно уже узнал свою Ольгу, но боялся ей

открыться: ведь он стал немым калекой, без гроша за душой…

Поняв, что теперь ее любовь потеряна навсегда, Ольга заболела и умерла от

тоски. Похоронили их с Колей рядом…

Эту историю в нашем крае передавали из уст в уста, а потом сердобский

краевед В.Передерин написал о ней в своей книге «Сердобск – город

моего детства».

Вообще у нас в Пензенской области очень бережно относятся к

народному творчеству. Сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки,

потешки и прибаутки, песни, частушки собирают, изучают, записывают и

издают отдельными книгами. И это правильно: ни одно словечко из

наследия наших предков не должно пропасть: ведь это - наша история,

наша жизнь. Это – богатство, которое не измерить деньгами. Это - душа

народа, его сердце. Это – нить, связывающая нас с Родиной, ее историей

и традициями. Наши предки передали нам это бесценное сокровище, и

наша задача – сберечь его и передать своим детям.

Нет комментариев
Добавить комментарий