Автор: Скрылева Александра, 14 лет
Язык: русский
Тема: Литературное народное творчество моего региона
Пензенская область, где я живу – многонациональный край. Наряду с
русскими, татарами и мордвой у нас также есть малочисленные
представители и других народов: греки, немцы, грузины, армяне.
У всех у них свои национальные традиции и, конечно, фольклор -
народное творчество. Его бережно хранят, передают из уст в уста от
поколения к поколению, а еще – изучают и записывают. Мне рассказывали
и наша учительница литературы, и наша библиотекарь, как во время
учебы в Пензенском педагогическом институте они ездили в
фольклорные экспедиции по деревням и записывали там песни, частушки,
сказки, легенды и предания.
На уроках литературы мы знакомились с литературным народным
творчеством нашего региона и заметили, что по своему жанровому
составу и мордовский, и татарский фольклор мало чем отличается от
традиционного русского, хотя, конечно, имеет и свои отличительные
черты.
В Пензенском крае были записаны мордовские календарно-обрядовые
песни, круговые песни, сказки, предания, легенды, песни – лирические и
эпические, пословицы и поговорки, детский фольклор. Известны
исторические песни о временах Ивана Грозного и о Степане Разине,
«Старинное предание о Тюште, царе и родоначальнике мордвы» и песни
мордвы-эрзи Пензенской губернии.
Среди татар, проживающих на территории нашей области, широко
распространены сказочные и легендарные истории книжного
происхождения. Например, татарская легенда о сотворении земли
рассказывает, что в давние времена, когда не было в мире ничего, кроме
воды, рыб и водоплавающих птиц, утка погрузилась в воду до самого
дна и вынырнула с комочком земли в клюве. Потом этот комочек стал
увеличиваться, и из него получилась земная твердь.
В татарских легендах и сказках живут Су-бабасы (водяной дед),
Су – анасы (водяная мать), Убыр (колдунья, ведьма), Бичура (кикимора),
а помощником героя часто оказывается конь. Также у татар
распространены частушки, плясовые и шуточные песни.
Русский фольклор в Пензенской области составляют былины, легенды,
старинные исторические песни, связанные с завоеванием Иваном Грозным
Казани, движением Разина и Пугачева, а также обрядово - календарная
и свадебная поэзия. Но эти жанры в наше время сохранились лишь в
письменных источниках либо в памяти совсем уж стареньких бабушек.
Даже моя бабуля не смогла припомнить ничего из перечисленного. А вот
сказки, бытовая, любовная и шуточная лирика живут в народе и по сей
день.
В нашем селе есть женский фольклорный ансамбль «Золотые россыпи»,
в котором поет и моя бабуля. Основу их репертуара составляют народные
песни («У зари-то, у зореньки», «Через темный лес высокий») и частушки,
которые так любят сельские жители: «Подарил старухе дед гоночный
велосипед! Бабка завела мотор – ищут бабку до сих пор!»
Бабушка знает частушек великое множество! Она со своими подругами
и сами сочиняют их! От бабули я узнала пословицы – на все случаи жизни! Как просто и
красиво говорится в них о любви к родной стороне: «Всякая сосна своему
бору шумит», «И кости по Родине плачут», «За морем веселье, да чужое,
а у нас горе, да свое», «На чужой сторонушке рад своей воронушке».
А как я смеялась, когда услышала от бабули в ответ на свою просьбу
отпустить меня погулять: «Нынче гуляшки, завтра гуляшки -
находишься без рубашки»! После этого я навсегда запомнила, что сначала
нужно сделать необходимые дела, и лишь потом идти гулять, развлекаться.
А какие сказки мне рассказывала бабушка в детстве! И про Ивана -
Царевича, и про Василису Прекрасную, и про Царевну-Несмеяну, и про
Емелю, и про Крошечку–Хаврошечку – всех сказок просто не
перечислить! Добрые, поучительные, они заставляли меня то плакать, то
смеяться, внимательно вслушиваясь в каждое слово: то устами моей
бабушки говорила народная мудрость, проверенная веками…
Кроме сказок, песен, частушек, былин, загадок, в наших краях
распространены легенды.
В пятнадцати километрах от нашего села находится город Сердобск.
История города, насчитывающая уже более двух веков, полна преданий
и легенд, из которых мне больше всего нравится одна…
Эту женщину, появившуюся в городе в 20-ых годах прошлого века и
поселившуюся в маленьком домике на берегу Сердобы, все называли
Графиня. Она была высока, худа и одета с головы до ног во все черное.
Она никогда ни с кем не разговаривала, проходила мимо людей молча, ни
на кого не глядя. Каждый день на закате она приходила на Лысую гору,
откуда открывался вид на все дороги, ведущие к Сердобску, и
всматривалась вдаль. Она кого-то ждет – поняли люди, и не стали ей
мешать. Только один человек нарушал уединение Графини, и она его
никогда не прогоняла: это был юродивый Коля. Он был немой, с
обезображенным шрамом лицом, заросший – люди его даже немного
побаивались, а Графине было все равно. Она почти не обращала на Колю
внимания, а он молча сидел у ее ног, пока она не уходила домой.
Однажды люди пришли на Лысую гору и увидели лежащего на земле
Колю. Он был мертв. В его сумке нашли письмо к какой-то Ольге, а на шее
обнаружили медальон с портретом красивой девушки. Увидев этот
медальон, Графиня вскрикнула и упала без чувств.
Оказалось, что этот медальон она подарила своему жениху, когда он
уходил на фронт в 1914 году. С тех пор она от него не имела известий, но
верила, что ее жених жив. Поэтому и приехала она в Сердобск - родной
для них обоих город.
Из письма, обнаруженного в сумке юродивого, стало понятно, что он и есть
тот пропавший жених, и он давно уже узнал свою Ольгу, но боялся ей
открыться: ведь он стал немым калекой, без гроша за душой…
Поняв, что теперь ее любовь потеряна навсегда, Ольга заболела и умерла от
тоски. Похоронили их с Колей рядом…
Эту историю в нашем крае передавали из уст в уста, а потом сердобский
краевед В.Передерин написал о ней в своей книге «Сердобск – город
моего детства».
Вообще у нас в Пензенской области очень бережно относятся к
народному творчеству. Сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки,
потешки и прибаутки, песни, частушки собирают, изучают, записывают и
издают отдельными книгами. И это правильно: ни одно словечко из
наследия наших предков не должно пропасть: ведь это - наша история,
наша жизнь. Это – богатство, которое не измерить деньгами. Это - душа
народа, его сердце. Это – нить, связывающая нас с Родиной, ее историей
и традициями. Наши предки передали нам это бесценное сокровище, и
наша задача – сберечь его и передать своим детям.